Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы заключается в том, что память – это навык, который является жизненно необходимым для каждого человека. Без нее мы бы никогда не были самими собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить. Но память является не только незаменимым навыком, но и важным элементом образования и интеллекта. Развитие памяти, внимания и мышления часто представляет собой смежные задачи.
На сегодняшний день, наука психология добивается ответов на вопросы связанные с изучением всех крохотных деталей процессов памяти, механизмов запечатления, сопутствующих физиологических реакций и самое главное, что пока неизвестно человечеству – это максимальные границы человеческой памяти и возможности из расширения. Все это сложные задачи, требующие ответа, для дальнейшего усовершенствования и развития, в будущем.
Помимо этого, психологи ежедневно стараются разгадать тайны и прийти «к одному знаменателю» в вопросах временных ограничений сохранения образов, и условий и предпосылок для этого, а также изменения памяти, которые происходят в скрытом или латентном состоянии памяти. Но самое главное – это как именно эти изменения отражаются на человеке, как влияют на познавания процессов окружающего мира.
Состояние разработанности проблемы исследования. Следует выделить работы таких зарубежных и отечественных исследователей, которые внесли достаточно важный вклад в разработку проблем памяти и мнемических процессов, как: П. Жане, Г. Эббингауз, Дж. Сперлинг, Т. Рибо, З. Фрейд, Д. Уотсон, П.И. Зинченко, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Черемошкина, А.А. Смирнов, В.Д. Шадриков и др.
В качестве объекта исследования выступает продуктивность памяти.
Предметом исследования являются мнемические способности как основы памяти.
Цель исследования заключается в изучении основных процессов и законов памяти.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие о памяти. Память в разных направлениях психологии ;
-определить законы и теории памяти в психологии;
-выявить физиологическую основу процессов памяти;
-проанализировать параметры продуктивности мнемических способностей;
-рассмотреть основы изучения мнемических способностей как основы продуктивности памяти.
Теоретико-методологические основания исследования. В работе рассматривается культурно-историческая теория (Л.С. Выготский); трехкомпонентная модель структуры психических функций (Б.Г. Ананьев); принципы системного подхода к изучению психики (Б.Ф. Ломов); концепция способностей (В.Д. Шадриков); концепция мнемических способностей (Л.В. Черемошкина).
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития памяти
1.1. Понятие о памяти. Память в разных направлениях психологии
Память представляет собой процесс, который протекает в психике человека, благодаря чему осуществляется отображение, сбережение и накапливание материала. В психологии определение памяти – это способность мозга запоминать, воссоздавать и хранить опыт. Этот процесс дает возможность человеку вспоминать события и переживания прошлого времени, думая сознательно о его ценности в личной истории, а также осмысливать эмоции и чувства, связанные с этим.
Этот процесс помогает тому, что человек становится способен расширять собственные познавательные способности. Функции памяти в психологии имеют сложную структуру, которая состоит из процессов, обеспечивающих восприятие информации и фиксирование ее. Это очень сложный процесс, при котором осуществляется накапливание, восприятие, систематизация, хранение и моментальное воспроизводство полученной когда-то информации. [3, c 49]
Это определение возможностей индивидуума запоминать, забывать, воспроизводить и сохранять информацию личного опыта. Данное свойство помогает человеку моментально перемещаться во времени и пространстве.
Есть разные теории, в которых имеется собственный взгляд на это понятие. Ассоциация является ключевым понятием в ассоциативной теории. Она осуществляет в памяти соединение частей полученного материала. Когда человек воспоминает что-то, он ищет связь между данными материалами, а также теми, которые необходимо воспроизвести. [6, c 36]
Ассоциативные законы памяти в психологии: схожесть, контраст и смежность. Схожесть проявляется в запоминающемся материале, который потом воспроизводится посредством связи с аналогичным сходным материалом. Контраст происходит если материал, который нужно запомнить, разительно отличается от сохраняемого. Смежность выражается в том, что поступающий материал запоминается из-за с предыдущего материала.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алфеева О.В. Изучение оснований типологии мнемических способностей, дипл. работа. Научн. рук-ль Л. В. Черемошкина. Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 87 с.
2. Багдасарова Н.А. Память, познание и обучение: междисциплинарный подход // Инновации в образовании. – 2012. - №5. – с. 1-3.
3. Выготский Л.С. «Психология». М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»,2002.
4. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций».- М., 1970.
5. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.: ЧаРо,2009. – с. 371-380.
6. Кошкаров В.С. Память как психический познавательный процесс // Сборник материалов VI международной научно-практической конференции молодых ученых. Том I. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – с. 36-48.
7. Молчанов К.А. Динамика изменения мнемических способностей в период поздней зрелости // Научный журнал Современные проблемы науки и образования. - №3. – 2008. – с. 100-101.
8. Молчанов К.А., Исследование мнемических способностей методом многомерного шкалирования // Вестник Ижевского государственного технического университета. Серия «Педагогика и психология». – Ижевск. - №4. – 2008. – с. 229-230.
9. Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. - 230 с.
10. Никишина Н.А. Структурная организация функциональных систем мнемических способностей // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2010. - № 2. – с. 52-55.
11. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 1. 0-28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 352 с.
12. Петрова Е.А. Развитие и диагностика мнемических способностей учащихся в процессе обучения // Сборник материалов VI международной научно-практической конференции молодых ученых. Том I. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – с. 146-151.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т. / Акад. пед. наук. - М.: Педагогика, 2009.
14. Руисел И., Ковач Д., Келле А. Перцептивно-мнемические процессы в личностном контексте // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983. - С. 25-35.
15. Сидоренко А.Л. Соотношение понятий «память» и «мнемические способности» в общей и музыкальной педагогике // «Культурная жизнь Юга России». - № 5 (34). - Краснодар: Краснодарский государственный университет культуры и искусств. Тираж изготовлен в типографии ООО «Просвещение-Юг», 2013. – с. 134-135.
16. Стюхина Г.А. Развитие мнемических способностей (сравнительное исследование детей и подростков конца 20-х и начала 90-х годов). Автореф. . дис. . канд. психол. наук. М., 2006. – 16 с.
17. Челпанов Г.И. Что такое мнемоника? Критика мнемоники // Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. М.: ЧеРо, 2008. - С. 658-694.
18. Черемошкина Л.В. Системогенез мнемических способностей // 125 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: В 4-х томах: Том 1. / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская, Ю.П. Зинченко. – М.: МАКС Пресс, 2011. – с. 192-193.
19. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 2006. – 320 с.